ОБЩАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Готовься к худшему. Падать никто не собирается, но быть к этому готовым – необходимость. Не думай, что уж с тобой-то точно ничего не произойдет, если ты в это веришь, то очень скоро будешь неприятно удивлён. Если ты еще не падал, то всё ещё впереди.
- Всегда езди в защите. Полтинников тоже касается. Жара – не повод ездить без защиты. Твоя кожа стоит дороже, чем любая защитная одежда. Не покупай дешевый шлем, осторожно относись к б/у – они дают ложное чувство защищенности. Шлем должен быть “интеграл” – по статистике 10-15% ударов приходится на нижнюю челюсть. Всегда полностью застёгивай экип и закрывай визор. Даже если ты ездишь не быстрее 20 км/ч, ты можешь поймать жука в лоб или осу в рукав. Не пренебрегай перчатками, кожа на ладонях востанавливается очень медленно.
- Экипировка ярких цветов лучше видима на дороге. Желательно, чтобы на ней присутствовали светоотражающие элементы.
- Кроме тебя, твой плейер может прийтись по вкусу санитару в морге.
- Потренируйся на пустой парковке правильно тормозить (полная защита!). Об эту тему сломано много копий, тем не менее, основной тормоз – передний (в мокрую погоду 50×50). Научись не делать резких движений. На асфальте занос заблокированного заднего колеса на скорости в большой доле случаев – потеря устойчивости из-за исчезновения гирроскопического эффекта в заднем колесе, как результат – падение на бок. Снос переднего колеса при вращающемся заднем побороть бывает легче, все зависит от типа мотоцикла, и необходимы тренировки. В любом случае резко не отпускай тормоз на заблокированном переднем колесе – полет гарантирован. Узнай свой тормозной путь на разных скоростях, сухом и мокром покрытии и всегда держи дистанцию, позволящую тебе безопасное торможение. В создавшейся ситуации прикинь, можно ли обойтись без резкого торможения, просто сменив траекторию.
- Смотри туда, куда хочешь поехать, иначе подедешь туда, куда ты смотришь. Научись смотреть не на препятствие, а на траекторию, по которой собираешься его объезжать. Феномен фиксации взгляда интересен тем, что моц, как по волшебству, едет, следуя по направлению взгляда пилота. Это работает и при выборе траектории прохождения поворотов.
- Стакан пива – веский повод ехать на автобусе.
- Никогда ни с кем не соревнуйся в местах, не предназначенных для соревнований. В любых соревнованиях главный твой противник – это твой опыт и стиль вождения. К тому же, в условиях состязания твои действия вегда агрессивнее.
- Риск, если он тебе нужен, должен быть только твоим, личным.
- Если у тебя появляются лишние эмоции, лучше постоять 5 мин и успокоиться. Если ты устал, отдохни, в больницу всегда успеешь.
- Будь внимателен, сконцентрируйся и расслабься. Тренируй периферийное зрение. Не фиксируй взгляд на впереди идущем транспорте, смотри как можно шире.
- Выезжая со стоянки обязательно проведи внешний осмотр двухколёсного друга, проверь тормоза и световые сигналы. Эта 1 минута может сэкономить месяцы в больнице.
- Пассажир увеличивает тормозной путь в два-три раза и уменьшает маневренность. Пассажир должен быть проинструктирован, как себя вести в пути. Идеальный пассажир должен повторять все твои движения и не стеснять их. Защита на пассажире обязательна – он гарантировано не умеет падать без последствий. Если не уверен в пассажире – не бери его на борт.
- По лужам – на самой малой скорости. Не известно, какая там глубина и что на дне. Асфальт наиболее скользкий в первые 10 мин дождя, особенно летом, если покрытие перегрето солнцем. Потом вода смывает частички резины и масло, и сцепление с дорогой становится немного лучше. Движение по мокрому покрытию должно быть плавным, без резких торможений и разгонов.
- Рельсы нужно переезжать под углом максимально приближенным к 90°, подскользуться можно и на линиях дорожной разметки. Особенно в дождь.
БЕЗОПАСНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОРОДЕ
- ПДД и ещё раз ПДД. Если на твоё ТС не нужны права, то это еще не значит, что можно не учить правила. От соблюдения ПДД зависит твоя безопасность, а порой и жизнь. Автору не известно ни одного ДТП, в котором ни один из участников не нарушил правила. Если ты – новичок, и у тебя есть сомнения в очередности разъезда, то лучше остановиться и пропустить.
- Помни, что даже если ты полностью выучил правила и неукоснительно их соблюдаешь, то это не гарантирует от того, что тебе на встречку не вылетит пьяное чмо. Помни золотое правило трёх “Д” – Дай Дураку Дорогу.
- Не езди за общественным транспортом, ему нужно много места для маневра и внимание его водителей очень рассредоточено. Водители маршруток объективно опасны. За призрачный рупь, стоящий на обочине, или по просьбе пассажира остановиться “где-то тут” они могут направить тебя в столб, а отъезжая от места остановки, они считают сдачу.
- Ожидай внезапного появления пешехода. Многие из них не могут объяснить мотивацию своего поведения на дороге даже себе, могут появиться из-за ряда припаркованных машин, пойти на красный на переходе и т. п. Особенно непредсказуемо поведение у пьяных граждан, детей и женщин пожилого возраста. Если мужчина на дороге просто остановится, пропуская транспорт, то пенсионерка может развернуться и побежать назад. Объезжай пешеходов со спины, убедись, что тебя видят. Не злоупотребляй звуковым сигналом, испуганная бабушка – это обезьяна с гранатой.
- При перестроении обязательно смотри в зеркала и страхуйся просмотром с поворотом головы от тех, кто едет у тебя в слепой зоне. Выучи, где слепая зона у автомобиля. Если едешь в ней, особенно справа от впереди идущего, будь готов, что он может неожиданно сдать вправо. В правое зеркало водители практически не смотрят. Если в боковом зеркале нет лица водителя, значит ты находишься у него в слепой зоне, и он тебя не видит. Самая опасная зона – непосредственно сбоку и справа от соседнего автомобиля.
- Не двигайся прямо по центру полосы за впереди идущей машиной. Ту яму или кирпич, который она оставит между колёс, ты полностью получишь в ощущении. Ехать лучше в районе линии левых или правых колес впереди идущего – ты сможешь видеть гораздо дальше. Хороший тон – держаться в левой трети полосы. Передний водитель в этом случае сможет видеть тебя в левом и салонном зеркалах (если, конечно, он вообще в них смотрит). Используй всю ширину полосы, старайся быть видимым зеркалах соседей по потоку и при этом оставаться от них подальше. Метр сбоку никогда не бывает лишним.
- Стоя на перекрестке, периодически контролируй, что происходит сзади. Лучше увидеть неадекватно перестраивающегося или обгоняющего до того, как выедешь вместе с ним на перекресток.
- Всегда включай поворотник перед маневром и выключай после его завершения. Невыключенный поворотник намного чаще приводит к ДТП, чем ты думаешь. В ПДД это называется “введение в заблуждение других участников движения”.
- Никогда не обгоняй в закрытом повороте. Начиная обгон с выездом на встречку помни, что у тебя должен быть достаточный запас мощности, чтобы обогнать даже в том случае, если обгоняемый начнет препятствовать обгону. Для отморозка это игра с тобой, а для тебя – с жизнью. В случае неприятностей формулировка у ГАИ для тебя будет “Не справился с управлением”. Прикинь, что будешь делать, в случае необходимости экстренного прекращения обгона. Обгоняемый может сдать влево – ям на наших дорогах полно.
- В потоке старайся двигаться со скоростью потока или быстрее, иначе увеличивается вероятность, что тебя подрежут с любой стороны. Не шастай из полосы в полосу – это сэкономит намного меньше времени, чем ты думаешь. Идеальный вариант дистанции/скорости – оставлять себе место для маневра, достаточное, чтобы объехать впереди идущего без торможения.
- Скорость в междурядье 10-15 км/ч, не больше – они открывают двери, чтобы выплюнуть жевачку, сдают в сторону для пересторения, не включая поворотники, – идей масса.
- Не выделывайся на перекрёстках, дорога – это промзона, все пересечения – зона повышенной опасности. Ты думаешь, что ты крут, а они – что ты идиот. Не стартуй с дымом из-под шин. С твоей динамикой разгона ты однозначно всех сделаешь на старте. Только вот кто-то может поехать с пересечения на красный, или просто завершать начатый маневр.
- Езди днем с дальним светом, а ночью – с ближним (последнее – по обстоятельствам). Считай, что тебя априори никто не видит ни в зеркала ни в лоб. Ожидают появления другого автомобиля, а на мототехнику мозг не настроен.
- Остерегайся машин, поворачивающих налево. Огромная часть аварий происходит именно при встрече с ними. Это касается как выезжающих с прилегающей территории, так и тех, кто по ПДД должен уступать тебе дорогу при встречном разъезде, пересекая твою полосу, либо делающих левый поворот или разворот на перекрестке. Водитель, сворачивающий налево, вынужден контролировать сразу несколько направлений и его бортовые системы тебя не запеленгуют.
- При движении в потоке избегай резких торможений. Твои тормоза намного эффективней автомобильных, а едущий сзади наверняка не тренировался на пустой парковке.
- Входя в поворот контролируй скорость и планируй траекторию заранее. Основное правило – медленный вход и быстрый выход. Оставляй запас газа на постепенный разгон в течение всего поворота. Подъезжая к точке торможения перед поворотом, смотри на апекс (точка твоей траектории, которая окажетя ближайшей к центру поворота). Начиная поворот, смотри на выход из поворота. Взгляд должен опережать маневр.
- Если впереди тебя в повороте кто-то едет, то выбирай угол наклона и скорость при входе в поворот с расчетом, чтобы успеть выровнять мотоцикл, если впереди идущий решит притормозить.
- Если впереди идущий автомобиль проявляет неадекватное поведение, то, возможно, водитель ищет адрес (особенно касается такси). Держись от него подальше, он может опасно перестраиваться. К тому же “странно едущий” может, к примеру, говорить по телефону (и газануть при окончании разговора), или, чего доброго, просто пьян. Если он крутит головой, то это к перестроению или повороту.
- Водитель припаркованного автомобиля может приветливо распахнуть перед тобой дверцу. Дверь внутри иногда бывает мягкая, но верхний ее угол всегда твёрд и очень опасен. Двигаясь параллельно ряду стоящих машин держи интервал и скоростной режим, достаточный для того, чтобы успеть среагировать. То же касается опережения крайней правой полосы справа – пассажир никогда не смотрит в правое зеркало и иногда выходит погулять.
- Перестраиваясь в потоке контролируй не только ту полосу, в которую хочешь перестраиваться, но и ту, с которой уходишь. Есть любтели “игры в шашки”, которым нравится скакать через несколько рядов.
- Не объезжай пробки слева по встречной. За это, кстати, можно лишиться водительских прав. Любой из тех, кому надоело стоять, может начать разворот. И не только из левой полосы через осевую линию, но даже из крайней правой! Собьют на середину встречной, со всеми вытекающими последствиями.
- 2 пальца всегда на переднем тормозе, 2 на сцеплении.
- Никогда не езди за автомобилями со сдвоенными задними колёсами. Они подбирают с дороги камни и потом больно ими швыряются.
- На краях дороги и разделительной полосе скапливается мусор, песок, случаются лужи масла и открытые сливы коллекторов.
- Даже если ты в правее правого ряда, при маневрах ищи в зеркале велосипедиста.